< Ко всем записям раздела Клиентам

​Можно ли измерить уровень тревоги?

Можно ли измерить уровень тревоги? Теоретически да, с помощью методов нейрофизиологии. В бытовых же ситуациях нам остается только уповать на субъективные ощущения. Например, при панических атаках, уровень тревоги нередко оценивается как невыносимый, или выше 100%.

Но все-таки мы можем добавить немного математики в нашу оценку тревоги. Для этого у нас есть так называемое УРАВНЕНИЕ ТРЕВОГИ.

Итак, если вы помните из школьного курса что такое дробь, вы знаете, что наверху у нас числитель, а внизу – знаменатель. Так вот, в самом простом виде уравнение тревоги выглядит так:

Тревога = (Воспринимаемая вероятность опасности + Воспринимаемые последствия опасности)/(Внешние факторы спасения + Собственные ресурсы).

А теперь давайте разберемся подробнее. Представьте себе, что у вас появилась новая родинка. И ваш знакомый говорит – «О, у моего дяди была такая же, а потом был рак кожи, сходи проверься). Ваша тревога резко возрастает, так как числитель уравнения тревоги резко вырос – вероятность опасности кажется высокой, а ее ужасные последствия тем более. Но вы сходили к дерматологу, он вас успокоил и сказал, что родинку можно удалить и все будет ок. И тревога резко снижается, так как вероятность снижается, а знаменатель – способы решения проблем, увеличился.

Другой пример – вы едете в автобусе, и вдруг откуда-то повалил сильный дым. Станет ли вам страшно? А теперь представьте себе, что точно такой же дым повалил в самолете. Скорее всего, вы испугаетесь на порядок больше. Почему? Ведь вероятность пожара одинакова. Но знаменатель нашего уравнения в случае автобуса выглядит так – автобус может остановиться, его потушат (внешние факторы)+ я могу выбраться из него (собственные ресурсы). А вот в случае самолета знаменатель хромает – мы не очень верим в свою возможность повлиять на эти события, да и в числителе у нас ужасные последствия. Отмечу, что речь идет не о реальной вероятности опасности или возможности спастись, а только о том, как мы их воспринимаем.

Что нам дает это уравнение в практическом смысле? Когда мы испытываем тревогу, нам бывает важно проверить, все ли части этого уравнения мы учли. Действительно ли опасность так велика? Не переоцениваем ли мы ее последствия, как часто бывает при панике или обсессивно-компульсивном расстройстве? Но опыт психотерапии говорит о том, что, даже если опасность реальна, мы часто мы не обращаем внимания на то, как многое может быть выходов из опасной ситуации и как много навыков преодоления у нас уже есть.

И, в каком – то смысле, психотерапевт выступает как учитель математики, помогая правильно решить это уравнение.