Мотивация: всегда ли больше значит лучше?

Мотивация: всегда ли больше значит лучше?

Давно открытый, но все еще действующий закон

статью подготовила

Анна Адамян

Катастрофизация – один из видов когнитивных искажений, который мы рассматриваем в когнитивно-бихевиоральной терапии. Его сущность заключается в том, что человек, столкнувшись со сложностью или проблемой, из всех возможных вариантов развития событий представляет себе наиболее негативный и верит, что именно он ждет его в будущем («Я не могу понять содержание этого экзаменационного вопроса, мне точно попадется он на экзамене, и все точно закончится тем, что меня выгонят из университета»). Такое когнитивное искажение ведет к неминуемому усилению тревоги, что неприятно и некомфортно само по себе. Однако от некоторых людей можно услышать довод в защиту ставшего привычным способа думать о будущем: «Чем мне страшнее и некомфортнее, тем больше усилий я буду прикладывать, чтобы изменить ситуацию, и тем больше вероятность того, что я ее изменю».

Однако действительно ли это так? Всегда ли чем сильнее мотивация, тем эффективнее наша деятельность?

Ответ на этот вопрос больше, чем сто лет назад, впервые дали ученые Йеркс и Додсон. Они экспериментально исследовали эффективность решения задач лабораторными мышами. В случае неправильного решения задачи мыши получали негативное подкрепления в виде удара электрическим током. В эксперименте изменяли сложность заданий и электрическое напряжение. Выяснилось, что вне зависимости от сложности задачи с ростом электрического напряжения поначалу росла и успешность решения задачи (что как раз соответствует логике «было бы желание – будет и результат»), однако, достигнув максимума на определенном показателе, эффективность решения задачи начинала снижаться, появлялось больше ошибок. Интенсивность удара, при которой решение было наиболее успешным, исследователи связали с так называемым оптимумом мотивации. Важно, что для более сложного задания оптимум мотивации достигался при более низких показателях напряжения и при увеличении напряжения количество ошибок резко возрастало.

Аналогичные результаты были получены и в экспериментах с людьми. Закон Йеркса-Додсона в дальнейшем получил объяснение с точки зрения влияния гормональных изменений, вызванных стрессом в результате получаемого подкрепления, на когнитивные функции. Конечно, закон Йеркса-Додсона имеет различные приложения, но возвращаясь к ситуации, когда мы, занимаясь сложной интеллектуальной работой (будь то подготовка к экзамену или сочинение речи к предстоящему выступлению), для большего «вдохновения» представляем себе полный провал, предлагаю в следующий раз задуматься, не будут ли реалистичный прогноз и спокойствие лучшими помощниками в деле? А в случае, когда родители переносят принципы самовоспитания уже в область воспитания собственных детей, стоит помнить, что угрозами отлучения от компьютера и прогулок или более жестоких наказаний, усадить за математику нерадивого ученика, конечно, можно, но вот помочь ему что-то понять – вряд ли.