Что такое ОКР

Невыносимые тяжелые мысли, растущая тревога, постоянное волнение, навязчивое желание время от времени выполнять определенные действия, чтобы отвлечься от таких мыслей — возможно, эти симптомы вы замечали у себя или своих близких. К примеру, частое мытье рук, проверка закрыты ли двери, газ и т.д. дверей — вот самые распространенные признаки обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР), хронического психического нарушения, характеризующегося навязчивыми идеями и действиями.

ОКР встречается не так часто как паническое расстройство и депрессия, но тем не менее немало людей страдают этим заболеванием.

Основными его проявлениями являются навязчивые мысли (обсессии) и навязчивые действия (компульсии). Есть разные классификации навязчивых мыслей и действий, здесь дается упрощённая классификация основных видов.

Навязчивые мысли могут носить разный характер. Это могут быть навязчивые сомнения — заперта ли дверь, достаточно ли плотно закрыты окна или водопроводные краны, выключены ли газ, электричество, сомнения, связанные со служебной деятельностью (правильно ли написан тот или иной документ) и др. Несмотря на неоднократную проверку, сомнения, как правило, не исчезают, вызывая психологический дискомфорт у пациента.

Эти навязчивые сомнения как правило вызывают навязчивые действия – проверки. Пациент, страдающий навязчивыми сомнениями, может десятки раз возвращаться, чтобы проверить, выключен ли газ.

Другие часто встречающийся вид навязчивых состояний – контрастные навязчивости. Контрастные навязчивости – это мысли, чуждые и крайне неприятные пациенту. Например, мысли о причинении вреда окружающим, особенно близким. Например, часто молодые матери испытывают навязчивые мысли о том, что они могут причинить вред своему ребёнку и даже убить его. У людей религиозных могут возникать кощунственные мысли в церкви (ругательства). В общем, это мысли по контрасту – именно то, что человек ни при каких обстоятельствах не совершил бы и не совершит.

Контрастные навязчивые мысли вызывают определенные навязчивые действия. Например, мать, которая боится убить своего ребенка, начинает избегать контакта с ним, проверять, не совершила ли она каких-либо опасных действий по отношению к ребенку.

Навязчивые идеи загрязнения (мизофобии). К этой группе обсессий относятся как страх загрязнения (землей, пылью, мочой, калом и другими нечистотами), так и боязнь проникновения в организм вредных и ядовитых веществ (цемента, удобрений, токсических отходов), мелких предметов (осколков стекла, игл, специфических видов пыли), микроорганизмов. В ряде случаев страх загрязнения может носить ограниченный характер, проявляясь лишь в некоторых особенностях личной гигиены (частая смена белья, многократное мытье рук) или в порядке ведения домашнего хозяйства (тщательная обработка продуктов питания, ежедневное мытье полов, «табу» на домашних животных). Такого рода навязчивости существенно не влияют на качество жизни и оцениваются окружающими как привычки (утрированная чистоплотность, чрезмерная брезгливость). Клинически проявляющиеся варианты мизофобии относятся к группе тяжелых навязчивостей. На первый план в этих случаях выступают постепенно усложняющиеся защитные ритуалы: избегание источников загрязнения и прикосновений к «нечистым» предметам, обработка вещей, на которые могла попасть грязь, определенная последовательность в использовании моющих средств и полотенец, позволяющая сохранить «стерильность» в ванной комнате. Пребывание за пределами квартиры также обставляется серией защитных мероприятий: выход на улицу в специальной, максимально закрывающей тело одежде, особая обработка носильных вещей по возвращении домой. На поздних этапах заболевания пациенты, избегая загрязнения, не только не выходят на улицу, но не покидают даже пределы собственной комнаты. Во избежание опасных в плане загрязнения контактов и соприкосновений пациенты не подпускают к себе даже ближайших родственников.

ОКР во многих случаях является тяжелым и хроническим заболеванием. Но оптимальная стратегия лечения позволяет эффективно избавиться от ОКР. Золотым стандартом лечения ОКР является сочетание когнитивно-поведенческой терапии и терапии антидепрессантами.