по следам семинара
Травматическое обусловливание
Статью пересказала
Ольга Пичугина
На семинаре «Интенсивная КБТ панического расстройства и агорафобии» профессор Марграф рассказал про интересный эксперимент, который был проведен исследователями Campbell D., Sanderson R.E., Laverty S.G. (1964) для оценки воздействия травмирующих условий на субъектов.
Должно быть, вы уже знакомы с известным экспериментом, вошедшим в историю психологии как «Маленький Альберт» (Watson & Rayner, 1920), где Уотсон продемонстрировал возможность выработки условного рефлекса на нейтральный раздражитель.
Campbell с коллегами решили пойти дальше и расширить эти идеи, чтобы увидеть, будет ли страх впоследствии уменьшаться, если стимул будет представляться без травматического исхода.
Стимулы
условный стимул — звук (который был аффективно нейтральным),
травматический исход – дыхательный паралич, вызванный “Сколином” (сукцинилхолин хлорид) — препарат, часто используемый в сочетании с анестетиком для паралича мышц во время электросудорожной терапии. Этот препарат парализует участника, не выступая в качестве анестезирующего средства (участники находятся в полном сознании, за исключением того, что они больше не могут дышать).
Участники
11 добровольно вызвавшихся алкозависимых пациентов, которым сказали, что эксперимент «был связан с возможной терапией алкоголизма».
5 участников эксперимента, 6 контрольных (3 — слышали только тоны и 3 — получили только сколин). Эти шесть участников были «выписаны из больницы или сбежали» до окончания эксперимента.
Метод
Участников эксперимента положили на горизонтальную плоскость и подключили к системе жизнеобеспечения. Сначала участникам дали привыкнуть к звуку и только затем вводили “Сколин”. После того, как препарат начал действовать, наиболее заметной особенностью начала паралича была фибрилляция лицевых мышц с последующим закрытием глаз. Во время паралича звук был представлен только один раз. Паралич длился от 90 до 130 секунд, после чего «субъекты первыми восстановили частичное использование конечностей и сделали неэффективные резкие движения, которые представляли собой попытку удалить что-то, что закрывало их лица».
Позже звук был представлен без паралича, чтобы увидеть время, в течение которого реакция условной тревоги будет продолжаться.
На рисунке 1 пример пациента “О”, который в 89 раз прослушивает нейтральный звук. В обычных условиях, после 5-6 предъявлений нейтрального звука без последующего раздражителя, реакция страха должна снижаться. В данном случае она осталась. На реактограмме мы можем заметить, что при предъявлении стимула у субъекта “О” возникает учащение пульса (1), затаивание дыхания с последующими двумя компенсаторными вздохами (2), учащение сердечного ритма (3) и повышение мышечного тонуса (4). Все это свидетельствует о повышении уровня стресса при предъявлении стимула.
На рисунке 2 изображены реакции трех групп пациентов:
- экспериментальная группа (те, которые получали «Сколин» и слышали звук)
- контрольная группа (те, которые только получали «Сколин»)
- контрольная группа (те, которые только слышали звук).
Изначально в группах мы не видим значимых различий. В экспериментальной группе тревога не уменьшается, а становится сильнее с течением времени, несмотря на повторное предъявление звука без последующего подкрепления раздражителем.
Проведенный эксперимент показывает, что травматическое обусловливание отлично от других. Результаты не подтверждают объяснение «снижения тревоги» как сокращения травматических условных ответов (реакций), но предполагают, что у этих ответов есть характеристики, не опосредованные подкреплением.