В подростковом и детском возрасте симптомы ОКР могут принимать специфические формы и быть не похожими от одного ребенка к другому. Ниже приведены некоторые общие примеры навязчивых мыслей и идей у детей и подростков, у которых проявляется Обсессивно-компульсивное расстройство:
- Преувеличенный страх загрязниться от контакта с некоторыми людьми или предметами обихода такими как одежда, обувь, спортивный или учебный инвентарь
- Чрезмерные сомнения из-за того закрыл ли ребенок дверь, окно, перекрыл ли воду, выключил ли свет, плиту или другую бытовую технику
- Беспокойство из-за неприятных мыслей и образов в голове
- Чрезмерная озабоченность с увеличением и тяжестью домашних заданий
- Преувеличенное беспокойство по поводу симметричного расположения предметов обихода, таких как шнурки, учебники, одежда или еда
- Страх того что он может случайно навредить родителям, брату / сестре, другу
- Суеверный страх, что может случиться что-то плохое, если сделать, по-видимому, не связное поведение (или не случится)
Некоторые общие примеры навязчивых действий (компульсий) у детей и подростков, с диагнозом Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР):
- Навязчивое / повторяющееся мытье рук, принятие ванны или душа
- Некие ритуалы в поведении, в соответствии с которыми ребенок должен касаться определенных частей тела или совершать некие телодвижения в определенном порядке или симметричной формы
- Определенные, повторяющиеся ритуалы перед сном, которые мешают нормальному засыпанию и сну
- Навязчивое повторение определенных слов, действий чтобы гарантировать себе, что не случится ничего плохого
- Навязчивый поиск заверений у родителей или учителей, что они не причинили вреда
- Избегание / предотвращение ситуаций, в которых им кажется, что могло бы произойти что-то плохое
В дополнение к вышеупомянутым симптомам, у детей и подростков, с диагнозом Обсессивно-компульсивное расстройство, могут наблюдаться вторичные проблемы, которые появляются в результате их навязчивых идей (обсессий) и / или навязчивого поведения (компульсий) и влияют на их ежедневную жизнь. Проблемы в учебе, проблемы в поведении, конфликты со сверстниками, нарушения сна, конфликты в семье — вот лишь некоторые из вторичных симптомов, которые появляются у детей и подростков страдающих ОКР. К сожалению, эти трудности достаточно часто становятся в центре психологического внимания, в то время, как Обсессивно-компульсивное расстройство, которое в действительности является причиной этого остается без лечения.
Также как и взрослые, дети и подростки, с диагнозом Обсессивно-компульсивное расстройство, выполняют принуждения (навязчивое поведение) и / или поведение избегания в целях снижения тревоги, которая вызывается нежелательными, навязчивыми идеями (мыслями). Хотя, как кажется на первый взгляд, это уменьшает тревогу и навязчивые идеи / мысли, но, в действительности, только усиливает симптомы и ухудшает состояние человека в долгосрочной перспективе. Это в свою очередь приводит к усилению навязчивых, нежелательных мыслей (компульсий), что ведет к усилению навязчивых действий и увеличению беспокойства.
Для большинства детей и подростков, у которых проявляется Обсессивно-компульсивное расстройство, методы лечения такие же, как и для взрослых с ОКР. Это такие методы когнитивно-поведенческой психотерапии, которые называются «Экспозиция и предотвращение реакций» и «Когнитивная реструктуризация», и являются очень ценными в лечении детей и подростков, у которых наблюдается обсессивно-компульсивное расстройство. Так же используется метод «воображаемых представлений», он базируется на использовании коротких историй, которые связаны с навязчивыми мыслями ребенка. В сочетании со стандартным набором методов экспозиция и предотвращение реакций и когнитивной реструктуризацией, метод воображаемых представлений позволяет значительно понизить частоту и интенсивность симптомов.